Обзор Kia Elan

Обзор Kia Elan

Глядя на этот автомобиль, вы могли подумать, что это Lotus из начала девяностых, созданный для легких прогулок по проселочным дорогам. Но на самом деле это Kia, и родом он из конца девяностых, хотя цели у него такие же.

Если говорить конкретно, то вы смотрите на Kia Elan, и это действительно Lotus, но с другим значком, почти так же, как Mazda 2 в свое время превратилась в Toyota Yaris.

Зачем они это сделали?

Сегодня Kia известна как универсальный и очень уверенный в себе бренд, выпускающий одновременно маслкары с двигателем V6 (Stinger GT) и самодостаточный электрические кроссоверы, тягающиеся с лучшими брендами на рынке (EV6). А вокруг них вьются блестящие семейные хэтчбеки и внедорожники, которые не теряют своей популярности год за годом. Сегодня покупка автомобиля Kia не является чем-то зазорным и нецелесообразным, так как этот бренд давно доказал, что способен делать действительно хорошие машины для каждого.

Обзор Kia Elan 1996
Обзор Kia Elan 1996

Но загляните в прошлое лет на 20 назад, и увидите, что тогда компания была совсем иной. Все модели Kia тех времен были дешевыми и не особо нужными кому-либо, поэтому ей нужно было доказать покупателям, что она может делать действительно интересные машины. В погоне за этой нехитрой мечтой Kia обратилась к Lotus, чтобы сделать собственную версию модели Elan версии M100. Британцы оказались не против, к тому же на тот момент их Elan уже была заменена на превосходную Elise. Менее чем через год после этого Kia начала производство автомобиля, которое продлилось всего три года до 1999-го.

Почему мы никогда его не видели?

Этот автомобиль создавался в Южной Корее эксклюзивно для внутреннего рынка и Японии. За три года было выпущено около тысячи экземпляров, что почти в четыре раза меньше, чем 3800 проданных Lotus Elan. Но, что более интересно, это была не просто та же самая машина с измененным значком на капоте.

Kia Elan - корейский клон Lotus Elan
Kia Elan - корейский клон Lotus Elan

General Motors, которая в то время владела Lotus, не захотела поделиться деталями с Kia. А южнокорейские власти давили на то, чтобы автомобиль создавался с использованием надлежащих запчастей. Таким образом, компании пришлось выходить из ситуации, заменив 1,6-литровый турбированный двигатель на более вялый мотор с двумя распредвалами, убрав характерные задние фонари и переработав некоторые детали салона.

В итоге машина получилась очень легкой, что неудивительно, ведь изначально ее проектировала Lotus. Ее 1070 кг не нуждались в огромной мощности, поэтому для резвой поездки хватило и безнаддувного четырехцилиндрового двигателя мощностью всего 149 л.с. и крутящим моментом 186 Нм. Это обеспечило неплохое время разгона до 100 км/ч за 7,4 секунды при максимальной скорости 220 км/ч.

Каково управлять Kia Elan?

Первые впечатления от вождения оставляют желать лучшего. Двигатель слабоват, пятиступенчатая механическая коробка слишком легкая, а тормоза неуверенные. Но стоит вам поездить на нем подольше, и вы начнете замечать совершенно иные вещи. Например, поездка невероятно плавная. Она все еще не может избавить вас от постоянных скрипов в отделке салона, но машина скользит настолько легко, что водители MX-5 начали бы вам завидовать. Эта плавность близка, наверное, к современному Mercedes SL.

Вождение Kia Elan
Вождение Kia Elan

Рулевое управление довольно медленное, но надежное, а шасси всегда кажется собранным и спокойным. Машина совсем немного кренится на поворотах и входит в них легко. Едва ли Elan можно назвать самым маневренным на дороге, но он точно все еще компетентен в этом вопросе, даже несмотря на свой преклонный возраст. А если разогнаться и вывести стрелку тахометра за середину оборотов, машина начнет работать еще лучше, и никакого отставания крутящего момента вообще не будет.

Он ведь не переднеприводный?

Хоть Elan и был около спортивным, оригинал от Lotus имел передний привод, поэтому и здесь ничего не поменялось. Несмотря на то, что такая концепция в девяностых была необычной для покупателей, привыкших к спорткарам с задним приводом, Kia это не напугало. Отголоски той уверенности вы можете наблюдать до сих пор в Stinger, который тоже подает мощность на передние колеса.

Другие сходства между Elan и современными моделями Kia едва ли существуют. Далеко не каждая компания может развиваться так быстро, и что самое интересное – корейские фирмы всегда уверенно смотрят в будущее. Даже если это будущее будет коротким, они все равно редко прибегают к необдуманным и рискованным идеям, так как это может затруднить движение бренда вперед. Поэтому не стоит ожидать возвращения или переосмысления Elan в современном модельном ряду Kia.

Салон Kia Elan
Салон Kia Elan

Что у Kia Elan внутри?

Здесь не так много «внутри», чтобы долго о чем-то рассказывать. Это типичный британский автомобиль из конца восьмидесятых, в котором не было ничего интересного и дорогого. Kia, конечно, добавила немного деталей от себя, например, гигантский неуклюжий руль, о котором никто не просил. И сегодня, спустя более чем два десятилетия, можно с уверенностью сказать, что эта отделка не прошла проверку временем. Дело не в том, что она скрипит, хотя она скрипит, а в том, что за эти годы планка качества и дизайна значительно поднялась.

Как бы то ни было, здесь не все так уныло. Правда большая часть веселых вещей не относится к салону. Например, в Elan есть поднимающиеся из-под капота с характерным жужжанием фары, заставляющие вас использовать их даже тогда, когда они не нужны.

Если вы хотите почувствовать, как свежий воздух обволакивает вашу макушку, крышу придется снимать вручную. Тканевая отделка салона дешевая, и дожила она до наших дней только стараниями владельца. Пластик блестит на солнце и собирает много пыли и отпечатков, а иммобилайзер – настоящий продукт своего времени, раздражающий сегодня, но такой необходимый в десятилетие, изобилующее автомобильными угонами.

Центральная консоль Kia Elan
Центральная консоль Kia Elan

Но садиться в этот компактный родстер всегда приятно, потому что все его недостатки родом из девяностых, и сейчас они больше вызывают легкую улыбку, чем ярость. Помимо этого, Elan постоянно ощущается чем-то необычным и интересным благодаря своему «неправильному» значку на капоте. Такое чувство, будто вы встречаете своего соседа где-то на отпуске в далекой стране. С одной стороны, вы хотите спросить, что он вообще здесь делает, а с другой, рады увидеть знакомое лицо. А приятная езда на Elan выступает в качестве хорошего дополнительного бонуса.

Сколько стоит Kia Elan?

Так как Elan все-таки помог Kia сформировать собственный бренд, неудивительно, что у него есть свои поклонники. И это с учетом того факта, что он никогда официально не продавался за пределами Южной Кореи и Японии. Почти все модели до Elan были переименованными Mazda, и, возможно, получив отказ в создании собственной MX-5, Kia решила сделать переименованный Lotus в качестве ответного удара. Пока Mazda просто черпала вдохновение в Lotus, Kia взяла у него целую машину.

Как бы то ни было, несмотря на невысокую стоимость, купить этот автомобиль сегодня вне вышеуказанных стран очень сложно. Если его не привезли в Европу 20 лет назад, то уже и не привезут. Те редкие варианты, что есть на европейском рынке, продаются сегодня примерно за 15 000 евро, и пока ничто не указывает на то, что цена будет расти со временем.

Отделка сидений Kia Elan
Материалы отделки плохо сохранились.

Если вам действительно нужна эта машина, то купить Lotus Elan будет гораздо проще. Но, в отличие от модели Kia, британская версия ценится выше, и сегодня в Великобритании ее минимальная стоимость составляет 15 000 фунтов стерлингов (около 17 000 €), а верхний предел достигает ценника в два раза выше. Не надейтесь, что в других европейских странах она будет стоить намного дешевле.

Если вы будете довольны хотя бы похожей машиной, то автомобили восточного происхождения с выдвижными фарами и яркой отделкой далеко не редки. Первое поколение Mazda MX-5 сегодня стоит минимум 3-4 тысячи евро за версию в не самом лучшем состоянии, а за 11-12 тысяч вы вполне найдете хорошо сохранившийся экземпляр. И все они заднеприводные.

Обзор Kia Elan: итоги

Elan обманывает ваши ожидания с первого взгляда, показывая вам Lotus, который таковым не является. Но это не значит, что вы будете разочарованы. Kia сделала хороший ход, создав автомобиль на базе довольно успешной модели, производство которой было закончено лишь из-за прихода Elise.

Вы можете ожидать от Elan причудливого и неуклюжего управления, но эта машина снова обманет ваши ожидания, предоставив отличную плавность хода и маневренность. Может это и не тот самый родстер из начала девяностых, который мы все помним, но тот факт, что о нем помнят даже спустя четверть века после выхода, говорит о многом.

Плюсы:

  • Экзотический и не очень дорогой
  • Очень плавная езда

Минусы:

  • Интерьер плохо постарел